Успенский собор Отроч монастырь г.Тверь - Таинство Крещения и Миропомазания
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Объявления

  • 31 Август 2024
  • Успенский собор Отроч монастыря г.Твери
    ПРИГЛАШАЕТ
    на постоянную работу
    Женщину
    ЗА СВЕЧНОЙ ЯЩИК.
    Требования к соискателю:
    Коммуникабельный, православный, воцерковленный человек .

    Адрес : г.Тверь наб. Афанасия Никитина д.1

    Тел. 8(4822) 52-57-18 или 8 (915) 726-36-50

Все объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Каталог православных сайтов

Таинство Крещения и Миропомазания

Таинства Крещения и Миропомазания 
Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря:

"Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух« (Ин. 3:5–6). Иными словами, в обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него:

"Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Сына Божия, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы, например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного повествуется о том, как »Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои« (Мк. 2:5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сектанты осуждают православных за совершение таинств над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Апостол Павел называет христианское крещение «обрезанием нерукотворным» (Колос. 2:11–12).

Так как при крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новую жизнь, становится чадом Божиим и наследником вечной жизни, то вполне очевидно, что крещение необходимо для всех, в том числе – и для младенцев, чтобы, развиваясь физически, они одновременно и своим духом возрастали во Христе. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов –  1Кор. 1:16), и нигде не упоминается об исключении младенцев при общем крещении. Отцы Церкви в своих поучениях настаивают на крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит: «У тебя есть младенец? – Не давай усилиться повреждению со временем; пусть он будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи человеческого естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала его для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:4).

Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром.

Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал: »Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен« (Ин. 7:38–39).

В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: »Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« (2Кор. 1:21–22).

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т. н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как-то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук (Деян. 8:14–17, 19:2–6). Однако уже в середине первого века таинство это стало совершаться через помазание святым елеем – миром. Побуждением к этому послужило то обстоятельство, что с распространением христианства по многим странам апостолы и их приемники физически не могли на каждого новокрещенного возлагать свои руки. Примеров преподания благодатных даров именно через помазание елеем очень много в ветхозаветной Священной Истории (Исх. 29:7; Лев. 8:12; 1Цар. 10:1; 2Цар. 9:3; Пс. 132:2). Отсюда и само наименование «Мессия» или «Христос», что по-гречески значит «помазанный».

Святым миром (раньше оно писалось через «ижицу» – «миро») называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали сначала апостолы, а потом их приемники – епископы, как носители апостольской благодати. Само же помазание верующих совершают пресвитеры (священники).

То, что помазание освященным миром восходит к апостолам, видно из слов апостола Павла, писавшего: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21–22). Сами совершительные слова таинства Печать дара Духа Святаго тесно связаны с этим изречением апостола, который пишет: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). «Днем избавления» в Священном Писании называется крещение; под «знаменованием Святого Духа», несомненно, разумеется «печать Духа Святого», следовавшая сразу после крещения.

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь".

Примечания:

Прежде совершения таинства Крещения новорожденному нарекается (дается) имя; обычно в честь кого-либо из святых угодников Божиих. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

Приступая к Крещению, священник молит Господа изгнать из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в его сердце, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый же, со своей стороны отрекается от диавола и обещает впредь служить только одному Христу. Чтением Символа Веры он подтверждает свою веру во Иисуса Христа, как единородного Сына Божия и своего Спасителя. При крещении младенца отречение от диавола и чтение Символа веры произносят от его лица крестные родители, которые являются поручителями за его веру. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни, при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своей рукой, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: »Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь".

На крещенного возлагают белую одежду и нательный крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит знаком того, что он стал христианином.

Сразу же после Крещения совершается таинство Миропомазания. Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов: «Печать (знак) дара Духа Святаго». В это время невидимо подаются крещаемому дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в духовной жизни. Чело, или лоб, помазываются миром для освящения ума; глаза, уши, ноздри, уста – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и поведения. Троекратное затем хождение вокруг купели символизирует «хождение» в заповедях Христовых, чем новокрещенный уподобляется Ему. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещаемого делается в знак его посвящения Господу.

 


Назад к списку