Успенский собор Отроч монастырь г.Тверь - История мужского Отроч монастыря
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Объявления

  • 31 Август 2024
  • Успенский собор Отроч монастыря г.Твери
    ПРИГЛАШАЕТ
    на постоянную работу
    Женщину
    ЗА СВЕЧНОЙ ЯЩИК.
    Требования к соискателю:
    Коммуникабельный, православный, воцерковленный человек .

    Адрес : г.Тверь наб. Афанасия Никитина д.1

    Тел. 8(4822) 52-57-18 или 8 (915) 726-36-50

Все объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Каталог православных сайтов
Каталог православных сайтов

История мужского Отроч монастыря

     Первое упоминание о мужском Отроч монастыре встречается в летописях в самом начале 12 века. Единственно уцелевшая постройка это каменная холодная одноглавая соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

     С Отроч монастырем связано не одно предание, сохранилось несколько легенд, не лишенных своего очарования, которые в некоторой степени объясняют его происхождение и название.

     Так, автор «Исторического описания монастыря» донес до нас предание, в котором говорится, что место, где ныне Отроч монастырь, было в 1181 году назначено для прикрытия владений суздальских от набегов новоторжских и новгородских. Здесь была устроена «твердыня», или крепость, в которой поселялась военная рать со всеми приспособлениями к защите от насилия и разбоя, а в случае и для отражения набегов новгородской вольницы. В этом укреплении, со времени управления тверских князей, жили княжеские отроки, то есть младшие члены княжеской дружины, обязанные защищать укрепление и Тверскую область.

     По имени этих младших членов дружины отроков, которые ставились гарнизоном в укреплении, и получил свое название данный монастырь.

     Другая легенда непосредственно связана с историей возникновения монастыря и его соборной церкви.

     В ней говорится о княжеском отроке Григории, который во время княжения Ярослава Ярославича в г. Твери поступил на службу в данное укрепление. После лишения своей «сговоренной невесты» Ксении, на которой женился сам великий князь, отрок Григорий решил уйти в монахи.

     Первое упоминание о существовании Отроч монастыря в тверском военном укреплении относится к 1206 году.

     Сам же отрок Григорий, в иночестве Гурий, недолго прожив, был погребен в этом монастыре.

     Получив в удел себе в 1240-1243 гг. город Тверь, суздальский князь Ярослав Ярославович вместе со своей княгиней Ксенией, видимо, чувствуя свою вину в судьбе отрока Григория, в 1265 году перенес прежнее тверское укрепление на другое, возвышенное место между устьем реки Тьмаки и рекой Волгой и окончательно поселился здесь на правом берегу Волги, оставив прежнюю «твердыню» во владении Отроч монастыря, а память об отроке Григории в центре монастыря воздвиг «церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного ея Успения, и села даде тому монастырю».

     Отроч монастырь искони был под особым покровительством великих тверских князей. Доказательством тому грамота за девятью печатями, данная великим князем Ярославом в 1265 г. Подлинные слова из нее: «Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидеть, не будет на нем милости Божией, в сей век и будущий».

     Из описания: «Монастырь необширен, обнесен оградою с тремя башнями и тремя воротами. Здания в обители все каменные: церкви, колокольня с боевыми часами, келий, братские службы... На самой середине монастыря соборный храм в честь и славу Успения Пресвятой Богородицы, в нынешнем виде построенный в 1722 году при Петре Великом на средства монастыря и «доброхотных дателей». Храм размещен на месте древней каменной церкви, построенной в XIII веке.

     Истинными светочами духа явились миру насельники обители. Настоятелями ее были большей частью почтенные старцы, оканчивавшие свою подвижническую жизнь в схиме. Их примеру следовали и лучшие из братии.

     В ряду настоятелей, например, был архимандрит Тихон Соколов, впоследствии святитель и чудотворец Задонский. На иконе «Собор тверских святых» он изображен со свитком  в левой руке, на котором слова: «Обучение грамоте без страха Божия есть ничто иное, как безумному меч».

     Отроч монастырь был не только пристанищем для людей, посвятивших себя Богу, но и источником духовно-нравственного просвещения. В 1727 году открыта была в монастыре семинария, а в 1809 году уездное и приходское училища.

     Были и печальные страницы в истории монастыря. В царствование Василия Иоанновича в Отроч монастырь в 1531 году был сослан знаменитый книжник и переводчик Максим Грек. Двадцать лет провел он здесь в ссылке, не прекращая трудиться. Ныне его мощи покоятся в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Русской Православной Церковью он причислен ныне к лику святых.

     Во времена царствования Ивана Грозного узником Отроч монастыря был и крупнейший религиозный и политический деятель митрополит Филипп, сосланный царем в 1568 году за критику опричной политики. Через год, во времена похода Ивана Грозного на Новгород, святитель не согласился на льстивые уговоры царя дать благословение на этот поход и был задушен в темнице опричником царя Малютой Скуратовым. Святые нетленные мощи святителя пробыли в монастыре 21 год, потом были перенесены в основанный им Соловецкий монастырь на Белом море, а в 1652 году в Москву, в Успенский собор Кремля. В XVII веке над местом погребения святого Филиппа в Отроч монастыре была сооружена особая часовня.

     Прошли века, но еще не иссяк Свет Божественной Истины в людских душах, еще существует возможность возродить теряющуюся духовную связь поколений. Пришло это время, и положено начало новой жизни храма.

     В 1994 году при Успенском соборе Отроч монастыря (остальные постройки были осквернены, а затем разобраны в 1917-1938 гг.) была зарегистрирована православная община. В престольный для храма праздник Успения митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил освящение храма от осквернения и на начало восстановительных работ.

Во время посещения Тверской епархии летом 1995 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение настоятелю Успенского собора Отроч монастыря на возрождение древней Тверской обители.

     Разум и совесть требуют приложить наши силы и средства к исправлению ошибок наших современников. На колоколе, отлитом для Отроч монастыря в 1770 году, была надпись:


Снабди кто чем сию обитель,

Да будет Бог тому хранитель,

Да здравие и жизнь хранит,

В обитель вечну да вселит.